Потенциал большой

«Ливенская газета» достаточно часто обращается к вопросам развития местных перерабатывающих предприятий. Горожанам и сельчанам по вкусу выпускаемая ими продукция, но и проблем переработчикам приходится решать немало. Большинство из них поднимались на страницах районки : дорогое  сырье, высокие расходы на логистику, трудности с вхождением в крупные торговые сети, ориентация государственных и муниципальных закупок на более низкую цену продуктов. Эти  вопросы наряду с другими стали предметом разговора в прямом эфире ведущего федерального радио «Медиаметрикс» с председателем совета директоров АО «Завод сыродельный Ливенский» Владимиром Ходуновым. Как гость из российской глубинки оказался в московской студии, какие темы поднимались? Об этом и нынешнем состоянии предприятия Владимир Никифорович рассказал «ЛГ».

­ Интерес федеральных СМИ к пищевой промышленности в регионах обоснован. Уже два года страна живет в условиях экономических санкций, т.е. в условиях как нельзя более благоприятных для подъема отечественного производства. Интерес именно к нашему предприятию, думаю, объясняется тем, что оно в числе немногих, переживших перипетии последних десятилетий, молочных производств Орловщины (5 из 24), и единственное, выпускающее сыры, занимающие основную долю в общем объеме производства.

АО «Завод сыродельный Ливенский» производит 15 видов сыров, 50 тонн в месяц. Прежде объемы доходили до 200 тонн. И сегодня  потенциал у предприятия большой, в достатке и сырья ­ только из ливенского молока можно ежемесячно изготавливать 300 т сыра. Вопрос в его реализации.

­ И по­прежнему он упирается в отношения с торговыми сетями?

­ Не только. Но главная проблема, безусловно, в этом. Вопрос не в том, что сети не хотят сотрудничать с местным производителем, а в условиях, которые они ему диктуют. Для нашего предприятия, например, неприемлемо, чтобы оплата за отправленный на реализацию товар производилась спустя полтора­два месяца после отгрузки, чтобы нереализованный товар возвращался на предприятие. В конце концов, невыгодно продавать сетям сыр по цене едва ли не в два раза ниже себестоимости. Она сейчас составляет 320­330 руб. за кг, а им подавай чуть дороже 200 руб. А если сети практически вытеснили продуктовые магазины, о какой реализации идет речь? И это при том, что продукция наша пользуется спросом у потребителя. Так, из Орла с одной субботней ярмарки выходного дня тремя машинами привозим выручки 0,5 млн руб.

­ Владимир Никифорович, каков, по­вашему, выход из ситуации?

­ Ничего придумывать не надо. В этом плане накоплен не самый плохой мировой опыт. Можно отметить лишь несколько основополагающих моментов. Первое ­ государство должно наладить четкие схемы субсидирования сельхозтоваропроизводителей с целью максимального снижения закупочных цен на сырье, что повлечет снижение себестоимости его переработки. Существующие механизмы субсидирования, конечно, поддерживают крестьянина. Но для переработки закупочная цена литра молока составляет 22 руб. На производство 1кг сыра требуются 10л молока. Добавьте сюда логистику, затраты на энергоносители, зарплату и прочие экономические выкладки. Кто же будет работать себе в убыток? Следующий момент ­ в Европе, когда сеть приходит в какое­то место, ей ставятся четкие условия ­ 90% товаров, если их производят местные товаропроизводители, должны быть именно местными. С таким обременением никто не спорит. Почему бы у нас не обозначать в условиях договоров подобные обременения, пусть не 90% на 10%, а 70 на 30, или 60 на 40? Это будет реальной поддержкой, гарантией реализации продукции. Сети могут выставить контраргумент ­ они сейчас и так поддерживают преимущественно отечественного товаропроизводителя. Но что имеют регион, город от этого? А реализация местной продукции ­ это гарантированная занятость населения, стабильные зарплаты, налоги и прочие отчисления. В конце концов, и сети не останутся в накладе, когда население активнее пойдет в их магазины.

Переход от плановой к рыночной экономике в России происходит довольно стихийно, ее главным законом у нас считается конкуренция. Но в странах с богатым опытом рыночных отношений дикий капитализм давно в прошлом. Там существует целая система государственного регулирования экономики. Что у нас? Внедрили систему госзакупок, определяющим фактором победы в которых является цена. А почему бы наряду с закупками не осуществлять государственный или муниципальный заказ? Тем самым органы власти поддержали бы местного товаропроизводителя. Прежде 90% продукции сыродельный завод реализовывал в г.Ливны, Ливенском районе, Орловской области. А сейчас в своем регионе в месяц продаем 3 т сыра из 50, остальной вывозим в Москву, а орловцы спрашивают, почему в областном центре нет ливенского сыра. Убежден, власть не должна полностью отстраняться от отношений местный товаропроизводитель ­ торговля ­ конечный потребитель. Понятно, что изменить подходы в одночасье не получится, но доносить до законодателей мнения с мест необходимо.

­ АО «ЗСЛ» умеет успешно решать самые сложные вопросы. В том числе за счет выпуска широчайшего ассортимента продукции. Наступило лето, как много газированной воды и мороженого планируется выпустить в этом сезоне?

­ Хотя в сетях ливенское мороженое не встретишь, но ливенцы его любят. Зимой реализуется в среднем 1,5 тонны в месяц, летом ­ в четыре раза больше. Производство ассортимента воды увеличивается в три раза ­ с 10 до 30 тонн.

­ Спасибо за содержательную беседу. У сыродельного завода большой потенциал: от того, насколько полно он реализуется, в немалой степени зависит благополучие ливенцев.

Ирина КОРОЛЕВА