И после четырех раз – бесплатно

IMG_20160518_121048.В последнее время одной из обсуждаемых тем стало  якобы введение с 1 июля 2016г. платы за услуги скорой медицинской помощи, если ею воспользоваться более четырех раз в год. Чем вызваны эти разговоры, насколько они обоснованы? – об этом и многом другом в беседе с заведующим отделением скорой медицинской помощи БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Александром Гончаровым.

­ Поводом для подобных разговоров стали вводимые с указанной даты новые требования к оказанию услуг «скорой». В наши задачи входит оказание помощи при заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях, ДТП, а также при беременности и родах проживающим на территории г.Ливны и Ливенского района, а также иным лицам. Оно носит безотказный и безотлагательный характер. Но при этом выделяются две категории – экстренная и неотложная помощь. При очевидной схожести каждая имеет особенности. Экстренная помощь оказывается при заболеваниях и состояниях, которые могут причинить серьезный вред здоровью и жизни человека. В этих случаях бригада скорой помощи должна прибыть на место в течение 20 минут с момента приема вызова. Неотложная помощь требуется при состояниях, не несущих непосредственной угрозы жизни и здоровью человека – ее нельзя отложить, но можно отсрочить. Поэтому на такие вызовы бригада должна прибыть в течение 60 минут. В таком делении есть необходимость. Скорая помощь работает в режиме ожидания. Нельзя заранее планировать количество и характер вызовов. Их в течение часа­двух может не быть совсем, а затем за час поступит несколько звонков. В такой ситуации диспетчер, распределяя бригады по вызовам, руководствуется четкими требованиями, определяющими, какой вызов носит экстренный характер, а на какой можно направить медработников чуть позже.

­ Не один год поднимался вопрос о нехватке кадров в отделении скорой помощи. Как складывается  ситуация сейчас?

­ Она скорее усугубилась. Всегда приходится работать в условиях жесткого дефицита времени: за короткое время необходимо осмотреть больного, поставить предварительный диагноз, определить тактику ведения больного и оказать необходимую помощь. От квалификации и слаженности действий бригады зависит судьба больного, часто жизнь. К работникам скорой помощи предъявляются все более жесткие требования, а желающих работать здесь врачами немного. Из 24 по штату заняты лишь 9 единиц (включая заведующего, который берет полставки ночных дежурств, чтобы квалификацию поддерживать и хоть немного снизить нагрузку на подчиненных – Прим. автора). Прежде проблема закрывалась совместительством, когда на скорой помощи дежурили врачи из поликлиники и стационара. Сейчас совместительство запрещено, работают только врачи, имеющие соответствующую специализацию. Все девять врачей старше 40 лет, трое из них женщины. Это неслучайно: от врача скорой помощи требуются не только профессиональные медицинские навыки ­ нередко приходится выполнять роль санитаров. Сейчас их функции возложены на водителей. Но как один водитель может транспортировать больного до машины? С 1 июля 2016г. ставки санитаров и вовсе исключаются из штатного расписания скорой помощи.

К слову о водителях: из 22 по штату работают 17. Причина нехватки – низкая зарплата, даже при  том, что они получают небольшие доплаты за функции санитаров, ночные и проч. До недавнего времени не было проблем с фельдшерами. И сейчас их штат полностью укомплектован – 33 единицы. Среди фельдшеров шесть  мужчин. До 30 лет – пять человек, до 40 ­ семь. Раньше коллектив пополнялся выпускниками ливенского медучилища. Сейчас оно не готовит фельдшеров. Более того, для работы на скорой помощи ныне требуется соответствующая специализация, которую надо проходить в других городах.

Из пяти бригад, несущих дежурство одновременно, лишь две врачебные, в составе которых врач, фельдшер, водитель, выполняющий функции санитара. Как правило, такие бригады выезжают на экстренные вызовы, включая ДТП, а также в отдаленные населенные пункты района (Круглое, Сосновку, Норовку и др.), чтобы в случае необходимости врачебной помощи не гонять машину дважды.

­ Александр Сергеевич, вот мы и подошли к вопросу о возможности введения платных услуг скорой помощи.

­ По этому поводу есть однозначное мнение, которое четко озвучил председатель комитета по здравоохранению и социальной политике областного совета народных депутатов, главный врач Ливенской ЦРБ А. Н. Крючков: в Орловской области нет условий для этого. Скорая помощь должна быть и будет бесплатной независимо от количества вызовов. Вопрос платы за услуги скорой помощи озвучивался «в верхах», вплоть до передачи ее в частные руки. Собственно, и сейчас закон не запрещает оказание подобного рода услуг, в крупных городах, возможно, есть частные «неотложки». Но они могут создаваться лишь как альтернатива бесплатной скорой помощи, которая гарантирована Конституцией РФ. Скорая медпомощь на самом деле высокозатратна, себестоимость одного вызова в среднем составляет 2 тыс. руб., но такого финансирования в реальности нет. Отсюда и проблемы с кадрами, материально­техническим обеспечением. Из 11 единиц автопарка 8 выработали ресурс полностью. Срок службы автомобиля скорой помощи – пять  лет. Двум иномаркам  по четыре года. Один автомобиль получили в конце прошлого года благодаря спонсорской поддержке. В общей сложности около 0,5 млн км пробегают «кареты» за год, обслуживая 18 – 20 тыс. вызовов. Примерно 75% составляют острые, внезапные заболевания, 10% ­ несчастные случаи, 7% ­ хронические заболевания, остальные вызовы связаны с беременностью и родами. К слову, помимо экстренной и неотложной помощи скорая оказывает услуги по доставке больных в стационар по заявке медработника ­  на что отводятся 2­4 часа. Например, фельдшер ФАПа оказал первую помощь, но больной нуждается в несрочной госпитализации, а сам добраться в стационар не может, т.к. не передвигается самостоятельно.

Сотрудники скорой помощи – на переднем крае оказания медицинских услуг. Часто здоровье и жизнь человека висят на волоске, зависят от тех, кто звонит по телефону 03. Порой звонящий так взволнован, что кроме «приезжайте скорее!» ничего не может объяснить, а вопросы диспетчера воспринимает в штыки. Между тем диспетчеру необходим хотя бы минимум информации, чтобы принять правильное решение, какую бригаду направить на вызов, чем оснастить. Работа сопряжена со многими трудностями, приходится сталкиваться с горем. Но весь негатив несравним с чувством удовлетворения, радостью от повседневных моментов, когда удается помочь людям, оправдать их ожидания: ведь приезда скорой помощи ожидают с особым нетерпением, тревогой.

­ Александр Сергеевич, вы сравнили работу скорой помощи с передовой. Пусть все у этой службы будет передовым – кадры, материально – техническое оснащение. А у людей сохраняется  уверенность, что вызов 03 был, есть и будет бесплатным.

Ирина КОРОЛЕВА