В общую систему публичной власти

В Конституции закреплена важная роль местного самоуправления, которое «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения» (ч. 1 ст. 130) и «осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130). Произошедшие за последние десятилетия изменения в государстве не обошли стороной местное самоуправление, необходимость отражения в основном законе его нынешней роли назрела давно. Об этом говорил и президент на заседании рабочей группы: «Нам нужно встраивать местное самоуправление в общую систему публичной власти, не лишая его  тех прав, которыми оно пользуются сегодня. Нужно здесь быть очень аккуратными». 

Важная поправка вносится в ч.3 ст. 132 Конституции РФ: «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Поправка развивает базовую конституционную норму о том, что суверенный народ РФ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Единая система публичной власти, частью которой объявляются органы местного самоуправления, не равнозначна системе органов государственной власти, в которую они по-прежнему не входят. Необходимость же межуровневого взаимодействия следует из общей для органов местного самоуправления и государственной власти нацеленности на обеспечение прав и свобод человека, являющихся согласно ст. 2 Основного Закона РФ высшей конституционной ценностью.
Новшеством будет норма о компенсации дополнительных расходов в результате совместной деятельности властей разного уровня. В ст. 133 закрепляются гарантии местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения муниципальными органами во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение. Ранее в Конституции шла речь только о компенсациях дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Изменения затронут действующее положение ч. 1 ст. 132, относящее к полномочиям органов местного самоуправления охрану общественного порядка. Эту норму исключили. Но теперь в основном законе нашлось место инициативе главы Национальной медицинской палаты, уроженца Ливен Леонида Рошаля о том, что органы местного самоуправления должны обеспечить доступность медицинской помощи. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями только при условии, что им предоставят необходимые финансы и материальные средства для осуществления таких полномочий.
Стоит подчеркнуть, что изменения не коснутся ст. 12 Конституции РФ, закрепляющей принципы самостоятельности местного самоуправления: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Согласно позиции Конституционного суда РФ самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, она предполагает его взаимодействие с органами государственной власти. Все гарантии органов местного самоуправления сохраняются. Главная функция государства заключается в реализации и защите интересов общества. Именно для людей работают все государственные институты.

 

Сергей ТРУБИЦИН,

глава города Ливны:

– Поправки в Конституцию РФ оградят государство от давления извне. Сегодня мы видим, что иногда России приходится подчиняться требованиям международного права вопреки государственным интересам. Считаю правильной норму о запрете на отчуждение территорий: никакой глава государства впредь не сможет «с широкого плеча» отдать или подарить кому-либо российские земли. На фоне регулярно поднимающихся вопросов по Курилам, Калининграду или Крыму это очень актуально. Поддерживаю запрет на двойное гражданство и наличие счетов в иностранных банках за пределами России для чиновников и других лиц, занимающих важные государственные должности. Чиновники, безусловно, должны быть патриотами, жить в своей стране и работать для ее блага. Как и требование для кандидата в президенты проживать в России не менее 25 лет. Своевременна поправка, касающаяся защиты прав и интересов соотечественников за рубежом, как и положения о роли русского языка и культуры. Вне всякого сомнения каждому понятны новые нормы, расширяющие социальные гарантии, защиту интересов человека труда. Поправок очень много, по сути они закрепляют в основном законе то, чего удалось добиться за последние десятилетия общими усилиями: сбережения народа и возвращения социальной ориентированности государства, укрепления национального суверенитета. Страна, ее граждане должны сами решать, по каким правилам жить, чтобы никто не мог ввергнуть ее в политический хаос.

Юрий РЕВИН,

глава Ливенского района:

— Жизнь общества в современных условиях требует расширения гарантий. За четверть века в нашей стране произошли большие изменения. Они должны найти отражение в высшем законе страны. В этом я полностью поддерживаю главу государства. Озвученные предложения по изменению Конституции находят все больше понимания в обществе. Особенно это касается значимости страны в мировом сообществе. Вносимые поправки станут гарантом защиты граждан и страны в целом. Россия нацелена на поддержание мира и спокойствия во всем мире, сохранение своей истории и памяти о ее героях. Поправки в основной закон должны послужить укреплению целостности как внутри страны, так и извне. Российская Федерация была и будет устремлена в будущее. Опираясь на нашу историю и традиции, внося изменения в Конституцию, мы сможем открыть возможности для создания нового, современного пространства, в котором живет и развивается человек.

Елена КОНИЩЕВА,

председатель городского совета народных депутатов:

— Обсуждение поправок, всенародное голосование должны быть взвешенными с точки зрения перемен, которые последуют за этими процессами. Их будет много. Первые и самые масштабные коснутся изменения федерального, регионального законодательства. Затем потребуется обновление муниципальных правовых актов. Самыми интересными для нас являются изменения относительно осуществления местного самоуправления (МСУ). Закон о поправках масштабно подошел к определению роли МСУ в «единой системе публичной власти» и тесному взаимодействию власти ради главного — решения задач на определенной территории в интересах населения. В этом и заключается первостепенный смысл появления нового понятия «единая публичная власть».
Механизмы формирования органов власти и МСУ важны, но первостепенное значение имеет цель их деятельности. Поэтому действия властей должны быть едины. Не может быть разного понимания процесса решения наболевших проблем, должно быть четкое единство в достижении результата. Жители не должны страдать от распределения полномочий и ответственности тех или иных органов. Они на деле должны видеть работу власти по ее результатам. Органы МСУ нуждаются в таком единстве: когда муниципалитет не остается наедине с самим собой, а может рассчитывать на эффективное взаимодействие с властью региональной и федеральной, учитывая общие задачи единой публичной власти.
Поправки коснулись и одной из наболевших проблем – финансового обеспечения обязанностей органов МСУ, так как любые новые полномочия становятся реальными лишь при условии обеспечения необходимыми ресурсами. Владимиром Путиным дано поручение о разработке проекта новых основ государственной политики в сфере развития МСУ на период до 2030 года. Он отметил, что прежде всего необходимо укрепить муниципальные образования финансово.

 

Марина САВЕНКОВА,

председатель районного совета народных депутатов:

– Внимательно изучив поправки к Конституции РФ, констатирую, что все они актуальны и своевременны. За их принятием последует большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с измененным основным законом. И представительной власти на местах предстоит приведение нормативно-правовой базы своего уровня в соответствие с новыми положениями.
Поправки затронули местное самоуправление. В частности, они касаются вопросов взаимодействия с органами государственной власти. Теперь органы местного самоуправления встраиваются в общую систему публичной власти. Ряд функций из Конституции изъят. Например, полномочия по охране правопорядка, которые фактически местное самоуправление не осуществляло после встраивания местных отделов полиции в систему МВД. Вместе с тем на органы местного самоуправления возложено обеспечение доступности медицинского обслуживания. Это логично – еще не так давно организация работы ФАПов была в полномочиях местной власти.