Трактористы ни причем

В середине марта внимание всей страны в очередной было приковано к Ливнам. Поводом послужила растиражированная сайтами, включая такие солидные издания, как «Российская газета», новость об обнаруженной под Орлом нелегальной школе трактористов.
Казалось бы, ситуация анекдотическая и больше походит на первоапрельскую шутку: двадцать первый век на дворе, сейчас столько надзорных органов, что не спрятаться, не скрыться, да и не такая уж профессия механизатора популярная, чтобы желающих еще и подпольно учили. Однако в статье приводились серьезные факты со ссылкой на суд Верховского района – штраф 100 000 руб. по ст. 19.20 КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренным специальным разрешением (лицензией), если оно обязательно». Сообщалось также о проведенной ГИБДД проверке, отсутствии согласованной с ними программы подготовки водителей и заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Сотрудники ливенского строительного техникума, чьи филиалы в Русском Броде и Хомутово и названы «школой трактористов», были, мягко сказать, удивлены вменяемой им нелегальной деятельности.
— Информация подана некорректно, — прокомментировал директор техникума Вадим Серганов. – Штраф действительно наложен, но к механизаторам он не имеет никакого отношения, все необходимые лицензии для их обучения у нас имеются. Вопрос стоял по дополнительной строке в их дипломах – водитель категории С.
Вадим Юрьевич рассказал, как на самом деле складывается ситуация. Профучилища в Русском Броде и Хомутово реорганизовали в филиалы ливенского строительного техникума в ноябре 2014 г. Там готовят трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, курс обучения длится 2,5 года. До некоторого времени студенты получали вторую квалификацию – водителей грузовых автомобилей категории С. В январе текущего года настало время сдавать на права группам, набранным в 2013 г., была подана соответствующая заявка в ГИБДД, но оттуда пришел отказ в принятии экзаменов. Полицейские аргументировали это вступившим в силу в середине 2014 г. законом, ужесточающим требования к подготовке водителей, т.е. в учебном заведении должны иметься оборудованные автодром, кабинеты и прочее. При наличии достаточной материально-технической базы ГИБДД выдает заключение о ее соответствии требованиям, и дальше никаких проблем.
В филиалах имеются техника, литература, автотренажеры и все необходимое для обучения водителей, кроме автодрома. Заасфальтировать гектар земли и оснастить светофорами, знаками, разметкой – дело весьма затратное, у учебного заведения не нашлось финансовой возможности, поэтому решено было впредь прекратить подготовку водителей. Однако сделано это с запозданием: в учебных программах механизаторов набора 2014 г. еще значилась эта специальность.
— Возможно, руководители будущих филиалов рассчитывали заключить договор с автошколой на использование автодрома и получить заключение ГИБДД. Время на это было, ведь обучение вождению начинается со второго курса, — говорит Вадим Серганов. – Тем не менее сразу после слияния было закрыто вечернее отделение по подготовке водителей категории С. Также состоялись встречи с родителями первокурсников-механизаторов, которых всего 24. Им разъяснили ситуацию и от каждого получили письменное согласие на изменение дополнительной квалификации с водителей на слесарей по ремонту сельхозтехники. Затем привели в соответствие учебные программы.
Вот за эту нерасторопность в оформлении бумаг после проверки департамента образования Орловской области, а не ГИБДД, строительный техникум и получил штраф. Так что азы своей основной профессии – машиниста-тракториста – ребята постигают на вполне законных основаниях: учатся управляться с современными сложными агрегатами, сеют пшеницу, ячмень, убирают урожай, следят за исправностью техники.
А что же с девятью выпускниками этого года, которым отказано в приеме экзаменов по вождению грузового автомобиля?
— Мы обращались за консультацией к юристам, они подтвердили, что группы, набранные до вступления в силу Серганов. – Эти студенты своевременно прошли итоговые испытания по основному профилю, сейчас ждем разрешения от департамента образования на проведение экзаменов по дополнительной специальности. Надеемся, ответ будет положительным. Сельскому хозяйству нужны молодые квалифицированные кадры как в кабинах комбайнов и тракторов, так и за баранкой грузовиков. А желающих, как видно, немного.
Елена ЕФРЕМОВА