Опорный вуз – большие возможности

DSC09825О целях создания в Орле опорного вуза – Орловского государственного университета им. И. С.Тургенева путем слияния Приокского государственного университета и ОГУ «Ливенская газета» писала в последнее время неоднократно. Как и о судьбе ливенского филиала ПГУ. Поводом для очередного материала стал недавний визит в Ливны по приглашению попечительского совета ректора ОГУ Ольги Пилипенко, в ходе которого состоялись встречи с работниками крупнейших промышленных предприятий – ОАО «Промприбор» и АО «ГМС Ливгидромаш».
В них принимали участие руководители предприятий Николай Кобылкин и Анатолий Дворядкин, заинтересованные в притоке высокообразованных кадров, глава города Леонид Фаустов, настойчиво продвигающий идею необходимости возвращения молодежи в родной город, возможности получения профессионального образования в Ливнах, директор ливенского филиала ПГУ Евгений Бологов, считающий, что в перспективе у филиала появятся более широкие возможности подготовки специалистов по разным профилям. Но главными участниками встреч стали заводчане, которые сами планируют получение высшего или среднего специального образования, и родители, детям которых предстоит определиться с выбором вуза для дальнейшего обучения.
60 лет у ливенцев была возможность получать высшее техническое образование на месте: менялись формы обучения, названия учебного заведения, непреложным остается факт — порядка 90% руководящего состава и специалистов с высшим образованием, работающих на ливенских предприятиях, – выпускники этого вуза. И ректор говорила о том, что потребность в среднем специальном и высшем, прежде всего техническом, образовании в Ливнах велика, т.к. именно здесь сосредоточены ведущие промышленные предприятия области, на которых работает большая часть всех занятых в промышленном секторе региона. Но в силу разных обстоятельств последние несколько лет ливенский филиал не набирал даже минимально допустимые по количеству студентов группы по ряду специальностей, поэтому они были закрыты. Озвучила она и главную для вузов проблему: сегодня число бюджетных мест в высшей школе боьше, чем число выпускников средних школ, теоретически каждый их них может учиться бесплатно. Но у этой «медали» есть обратная сторона – чтобы получить в свои стены как можно больше студентов, многие вузы понижают проходные баллы, зачисляя абитуриентов с 36-37 баллами по предмету. Такие вузы закрывают, их лишают лицензии, но студентов по закону обязаны переводить в другой вуз для завершения образования. Заинтересован ли серьезный вуз в притоке обучаюшихся с изначально низким уровнем подготовки? Ответ очевиден. По словам Ольги Пилипенко, преобразования в высшей школе страны вызваны как раз с целью, чтобы вузы, не способные обеспечить высокий уровень требований, предъявляемых к современной системе образования, уступили место способным создать все необходимые условия. Требования же сейчас таковы, что даже университеты с солидной базой не всегда могут выдержать экзамен на «профпригодность».
— Слияния вузов пошли в ряде регионов,- заметила Ольга Васильевна,- но если в Москве, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре объединяются смежные, в основном технические вузы, в Орле по решению коллективов, при поддержке правительства области и Министерства образования РФ соединили классическое и фундаментальное образование. И наш опыт признан наиболее удачным. Что принесло объединение? Возможность сконцентрировать студентов и преподавателей в одном месте позволила не скатываться до приема абитуриентов с баллами ниже 60. По ряду специальностей подготовку осуществляли оба вуза – перетягивание абитуриентов в условиях их дефицита не- лучшим образом отражалось на деятельности, вплоть до того что недобор грозил закрытием специальности. Сосредоточение обучения на одной базе позволяет регулировать эти вопросы. Как и занятость профессорско — преподавательского состава, у которого появилось больше возможностей для самореализации. Создание опорного университета позволяет осуществлять подготовку кадров в одном вузе — от медицинских специальностей, педагогических до фундаментальных технических, развивать солидную практическую базу. Только техническое образование осуществляется по 87 направлениям.
Акцентировала ректор внимание на том, что вуз разрабатывает специальную программу привлечения, выявления и развития творческой, одаренной молодежи. Для отличившихся абитуриентов (с баллами от 260) предусмотрена выплата стипендии 15тыс. руб., особое внимание уделяется одаренным студентам.
Сегодня общая численность студенческого и преподавательского коллективов ОГУ, включая филиалы, порядка 30 тыс.человек – население небольшого города. К сожалению, ливенский филиал пока не отличается многочисленностью. Но, как заметила ректор, необходимые лицензии на подготовку специалистов высшего звена у филиала есть, наберутся группы порядка 15 человек, их будут обучать ливенские преподаватели и приезжающие из Орла. Предоставлена возможность доучиться в родных стенах до конца учебного года студентам высшей школы всех курсов, кроме экономистов второго и третьего курсов– их перевели в головной вуз. Сохраняется возможность получения в филиале высшего технического образования по специальности «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (технология машиностроения). Но главный упор сейчас делается на подготовку специалистов среднего звена, к которым предъявляются высокие требования – они должны получать не только теоретические знания основ профессии, но и обладать определенным профмастерством по окончании учебного заведения, чтобы быть более востребованным на рынке труда. Создание опорного вуза открывает перспективы получения в стенах ливенского филиала специальностей, прежде не входивших в его программу подготовки кадров. Наиболее вероятные из них – педагогические.
И главе города, и ректору ОГУ участники встречи адресовали пожелания не оставлять Ливны без возможности получения высшего образования на месте. « Забирать из Ливен техническую подготовку безответственно, — заметила Ольга Пилипенко.- Что касается других направлений, сейчас все упирается в финансирование. Оно зависит от количества обучающихся. Будут в Ливнах набираться группы с достаточным числом студентов — будем открывать новые специальности. Но для этого нужно серьезно заниматься профориентационной работой».
Ирина КОРОЛЕВА