Сколько можно ждать?

a895d79ba2bf24dbaa806292b008a47fХочется задать этот вопрос диспетчерам общественного транспорта всякий раз, когда приходится часами тщетно ожидать пропавшие рейсы пассажирских маршрутов. Но смысла нет: желаемого ответа не получить, и перед вами даже не подумают извиниться за ненадлежащее качество услуг, вернее их отсутствие. А вот откровенное вранье – пожалуйста!
– Маршрутки в Заливенку ходят с интервалом 15 – 20 минут! –не терпящим возражения голосом, упреждающим дальнейшее развитие разговора на эту тему, как правило, отвечают в телефонную трубку работники городской диспетчерской. И неважно, что вы простояли 40 минут и не видели за это время ни одного транспортного средства, выполняющего данную пассажирскую услугу. Вам еще поставят в укор, что вы напрасно возмущаетесь в поисках справедливости.
– 10 минут назад отъехала маршрутка от железнодорожного вокзала, – говорит в трубку диспетчер.
– Как такое могло быть? На предыдущей остановке, возле «Пятерочки», замерзают пять человек. И никакой маршрутки в Заливенку не видели, – отвечают заждавшиеся пассажиры.
– Не знаю, куда она делась, сейчас уточню, – немного смягчает тон диспетчер, а на следующий телефонный звонок отвечает, что до водителя данного маршрута не может дозвониться…
Было бы смешно, если б не было так невыносимо холодно в ожидании очередного пропавшего рейса.
Еще один пример. На минувшей неделе, в воскресенье после полудня, в самое время интенсивного спроса на общественный транспорт, заливенские пассажиры также ждали маршрутку в течение 40 минут на верхней остановке на ул. Елецкой. Среди них был 83 – летний мужчина, который рисковал пропустить из – за этого недоразумения одну из пригородных маршруток, отправлявшуюся во втором часу дня с автовокзала. В итоге престарелому человеку, сначала едва не примерзшему к лавочке на заливенской остановке, пришлось бежать, чтобы перехватить ее, уже выехавшую с автовокзала, на соседней улице. И такие неприглядные истории повторяются изо дня в день, к сожалению, не только на заливенском маршруте. Ежедневно нарушаются права потребителей услуг общегородского транспорта, коими являемся мы, жители города.
– Дети не могут доехать до ДЮСШ «Олимпиец» на занятия и обратно, родители переживают за них, в морозы и метель оставляют дома, потому что маршрутку не дождешь, – говорит тренер – преподаватель ДЮСШ Людмила Селищева.
В очередной раз в ситуации попыталась разобраться корреспондент «ЛГ». При этом выяснилось, что муниципальная диспетчерская вышла из подчинения МУКП «Ливенское» и стала структурным подразделением КУ «РХС» г. Ливны. Которое в свою очередь теперь подчиняется МК «ЕДДС» г. Ливны. Однако взять ответственность за работу диспетчерской и пояснить ситуацию никто из руководителей подразделений не решился. Очередной звонок был адресован главному специалисту управления ЖКХ администрации г. Ливны Максиму Артамонову:
– Произошло переподчинение подразделений и структур администрации города, как того требуют изменения в законодательстве. А суть деятельности не меняется. Что касается обеспечения пассажирским транспортом низкорентабельных маршрутов города, то эта проблема возникла с уходом муниципального транспорта и приходом частных перевозчиков, которым невыгодно осуществлять убыточные рейсы. Предприниматели хорошо ориентируются в ситуации, знают, в какое время сколько народа пользуется их услугами, и в нарушение контракта меняют или сокращают маршрут. Комиссией, осуществляющей рейдовые проверки, грубых отклонений от расписания не выявлено. Поэтому пока рычаги воздействия на частников недостаточные. Сегодня на городских маршрутах работают 106 машин, владельцами которых являются 70 предпринимателей. Таким разрозненным хозяйством, принадлежащим большому количеству частных лиц, эффективно управлять сложно. Рациональнее заключить 1-3 контракта с предпринимателями, которые смогут объединить усилия и действовать централизованно. Согласно нововведениям в законодательстве, документам, регламентирующим работу общественного транспорта, так оно и должно быть. Осуществлять услуги частные перевозчики теперь будут на конкурсной основе. Только через аукцион они смогут получить право на заключение муниципального контракта. Многие пока работают по прежним договорам, заключенным на 2-3 года, но сроки отдельных истекают уже в 2016 г.
Возможно, конкурсная основа получения права на место под солнцем заставит кого – то задуматься о своем престиже, общественном мнении. А пока … Галина Дворядкина рассказала еще об одном недоразумении. На остановке ОАО «Автоагрегат» 19 января после работы она так и не дождала маршрутку №21. Чтобы не замерзнуть окончательно, добралась на 13- й до железнодорожного вокзала, решив оттуда уехать на ул. Орловскую. Но оказалось, что и этот маршрут был отменен из – за снегопада. Аналогичная история с 21- й маршруткой повторилась и в последующие дни: водитель рейса на 17 час. решил на остановку ОАО «Автоагрегат» не заезжать вообще. Следующий рейс на 18.30 люди ждали на остановке АО «Промприбор», но уехали только через 50 мин. В диспетчерской им отвечали то же самое, что и заливенским жителям (см. начало статьи).
– Как выяснилось позже, маршрутчики ушли с основного маршрута по причине снежных заносов на дорогах, и курсировали по ул. Мира, не проинформировав об этом пассажиров. Но более сознательные и ответственные выполняли свою работу на данном маршруте! – продолжает Галина Ивановна. – И возмущает не только отношение к людям отдельных водителей, но и недопустимое исполнение своих прямых обязанностей, полное пренебрежение элементарными правилами дорожного движения. Многократно приходилось наблюдать, как маршрутчики не тормозят на пешеходных переходах. Едут на красный свет, всю дорогу разговаривают по телефону, курят… Я высказываю мнение не только свое, но и многих горожан, которые просто измучены неразберихой с общественным транспортом, которому мешают зимой снег, летом – дождь, в межсезонье – плохие дороги…
Но есть и поводы для подражания: например, на 7-м маршруте водители распечатывают расписание движения и раздают пассажирам. Если случаются сбои, предприниматели, которые дорожат репутацией, стараются их ликвидировать за счет договоренности с другими водителями маршрутных автобусов.
А приведенные примеры манкирования своими обязанностями – повод для серьезных выводов и принятия конструктивных решений.
Лариса ГРИН